«Спасибо, милый наш маэстро!». В картинной галерее А. Шилова  в рамках городской акции "Дни исторического и культурного наследия города Москвы - 2015" состоялся концерт, посвященный 115-ой годовщине со дня рождения великого певца, народного артиста СССР, солиста Большого театра И.С. Козловского!

8.jpg



Мы Вконтакте Мы на Facebook Мы в инстаграмме Мы в твиттере

Биография

Иван Козловский.jpg

Иван Семёнович Козловский (1900–1993) – одна из ключевых фигур отечественного вокального искусства ХХ века. Западные музыкальные критики единодушно признают его последним представителем bel canto в России. Козловский обладал уникальным по красоте тембром, феноменальным диапазоном и особым, «бесконечным» вокальным дыханием. Всё это в соединении с редким артистическим обаянием и актёрским дарованием принесло певцу славу одного из лучших лирических теноров в истории русского исполнительства.

Иван Семёнович Козловский родился в селе Марьяновка Киевской губернии. Его любовь к музыке и пению, исключительный слух проявились в самом раннем возрасте. Когда мальчику исполнилось 8 лет, родители отправили его в бурсу при Михайловском Златоверхом монастыре в Киеве. Здесь готовили будущих священников, но учитель музыки, обративший внимание на необычайный талант нового певчего, неустанно твердил, что призванием Ивана может быть только пение. Подростком Козловский был принят в хор Троицкого народного дома в Киеве, а вскоре стал солистом Большого академического хора, которым руководил известный на Украине композитор и хормейстер А. А. Кошиц, ставший первым профессиональным наставником юного певца. Именно по его рекомендации в 1917 году Козловский поступил в Киевский музыкально-драматический институт на вокальный факультет в класс профессора Е. А. Муравьёвой.

По окончании института (1920) Козловский ушёл добровольцем в Красную армию. Его определили в 22-ю стрелковую бригаду инженерных войск и направили в Полтаву. Получив разрешение отлучаться из казармы на репетиции и спектакли, он принимал участие в постановках Полтавского музыкально-драматического театра.

В 1924 году Козловский перешёл в труппу Харьковского оперного театра. После великолепного дебюта в «Фаусте» Ш. Гуно он сразу же занял ведущее положение в коллективе артистов. Спустя год Козловский пел в одном из лучших в то время периферийных оперных театров – в Свердловске, а в 1926 году его имя появилось на московских афишах. Первое выступление певца на сцене филиала Большого театра в партии Альфреда («Травиата» Верди) вызвало восторженные отклики. К этому времени он уже полностью сформировался как оперный артист. Ярким подтверждением тому является происшествие, случившееся в начале второго сезона певца в Большом театре. Известнейший тенор Леонид Собинов сорвал голос посередине спектакля, и Козловскому пришлось заканчивать партию. Публика, состоявшая преимущественно из поклонников Собинова, поначалу встретила «замену» настороженно. Но постепенно приём становился всё теплее, а в конце спектакля слушатели устроили Козловскому настоящую овацию. С тех пор за ним закрепился статус русского тенора номер один.

Козловский-Ленский.jpg      За годы работы в Большом театре Козловский исполнил около 50 оперных партий. Коронными для него стали, прежде всего, роли в русских операх: Юродивый в «Борисе Годунове» Мусоргского, Ленский в «Евгении Онегине» Чайковского, Владимир Галицкий в «Князе Игоре» Бородина, Царь Берендей в «Снегурочке» Римского-Корсакова. Певец исполнял также партии из западного репертуара, среди которых выделялись Лоэнгрин в одноименной опере Вагнера и граф Альмавива в «Севильском цирюльнике» Россини. «Его герои любили, страдали, их чувства были всегда просты, естественны, глубоки и проникновенны», – вспоминала певица Е. В. Шумская. Козловскому с присущим ему актёрским талантом удавалось создавать на сцене удивительно глубокие, многогранные образы. Позже раскрылась ещё одна ипостась дарования великого музыканта: в 1938 году он организовал Государственный ансамбль оперы СССР. Здесь, выступая в качестве режиссёра, Козловский три года осуществлял постановки опер в концертном исполнении (среди них «Вертер» Массне, «Паяцы» Леонкавалло, «Орфей» Глюка, «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Джанни Скикки» Пуччини). Война прервала деятельность этого ансамбля, но в послевоенные годы Иван Семёнович поставил ещё несколько опер.

И. С. Козловский.jpgОтдав почти 30 лет работе в Большом театре, в 1954 году Козловский неожиданно покинул сцену. Возможно, причиной послужил тяжёлый разрыв со второй женой – актрисой Галиной Сергеевой, прославившейся на всю страну главной ролью в фильме «Пышка». После ухода из театра Козловский сосредоточился на концертных выступлениях. Если его оперный репертуар включал около 50 названий, то в концертном их насчитываются многие сотни. Исполняя русские и зарубежные классические романсы, певец не уставал удивлять публику новыми находками. Именно он в своё время открыл для слушателей такие жемчужины отечественной вокальной лирики, как «Зимний вечер» и «Я встретил вас», повсеместно известные сегодня. Кроме того, на протяжении всей творческой жизни Козловский проявлял огромную любовь к народной песне. С особой теплотой и задушевностью артист пел украинские песни, запомнившиеся ему ещё в детстве. Несмотря на то, что бóльшая часть биографии певца была связана с Москвой, он никогда не порывал связей с родиной. По его инициативе в родной Марьяновке была открыта музыкальная школа, а сейчас там действует дом-музей Ивана Семёновича Козловского.

Могила.jpg     Бережное отношение к своему голосу помогло певцу сохранять исполнительскую активность до самых преклонных лет. Он умер на 94-м году жизни. В Москве на доме №7 в Брюсовом переулке открыта мемориальная доска памяти Ивана Козловского. На мемориале Новодевичьего кладбища, где похоронен певец, в качестве посвящения выбиты слова Александра Сергеевича Пушкина «...и божество, и вдохновенье, и жизнь и слёзы и любовь...», положенные на музыку Михаилом Ивановичем Глинкой.

Чарующим тембром голоса Ивана Козловского можно насладиться и сегодня  благодаря сохранившимся записям. Согласно каталогу журнала «The Record Collector» в дискографию Козловского входит около 300 наименований, включая оперы, арии, романсы и песни.

Музей
Мы рады приветствовать Вас в Музее И.С. Козловского
Поздравляем!
лауреатов и их преподавателей


Наша гордость
Жалюнас
Эльжбета
(фортепиано)
Артемьева
Екатерина
(академ.
вокал)
Железняк
Елизавета
(скрипка)


Министерство культуры РФ

Департамент культуры г. Москвы

Методический кабинет по учебным заведениям искусств 
и культуры Департамента культуры г. Москвы

Министерство образования и науки

Газета «Играем сначала»

Программа развития Москвы